г. Сочи, ул.Старообрядческая, д.2

Адлерский район

Нижнеимеретинская Бухта

Краснодарский край

Россия

​+7 964 535 27 44

  • Vkontakte Social Иконка
  • Instagram

1/4

Из Сибири с любовью…

 

    Многие сегодня едут на юг отдохнуть. Но не так вышло у меня в эти октябрьские дни.

    Дело в том, что в этой поездке в Сочи меня ждало не столько ясное солнце, море и горы,сколько общение с людьми. Меня пригласили вести поэтический вечер Дмитрия Сергеевича Мережковского. Логичным выглядит вопрос - почему именно из Томска надо было звать человека, чтобы в Сочи провести поэтический вечер? Что поближе людей не было что ли? Для того чтобы ответить на этот вопрос мне придется вкратце рассказать о событиях, которые произошли за полгода до этого.

    Тогда в мае 2019 г. Хор певчих старообрядческих приходов Сибири посетил Сочинскую общину с концертом. В день 108-летия общины мы выступали в недостроенном храме перед прихожанами и гостями сочинской общины. А после выступления было общение. Слава Богу, что несмотря на то, что мы раньше не были знакомы с сочинцами, нам удалось найти общий язык и все эти дни пребывания прекрасно общались. В конце нашей поездки мы стали обсуждать насущные вопросы старообрядчества и один из организаторов мероприятия Валентина Николаевна Костикова поделилась своими мыслями на нашу дальнейшую совместную деятельность – вот так вот в ходе обсуждения я и решился прилететь в Сочи, чтобы провести поэтический вечер. К тому же по факту вечер был не только Мережковского, но и поэтов старообрядцев. Но это я уже забегаю вперед – всему своё время!

    В первую очередь надо сказать, что за эти полгода между Сибирью и Сочи не затихала переписка и обсуждение насущных проблем и планов на будущее. Мы поддерживали друг друга в трудных ситуациях, делись радостями и переживаниями – в общем - шло здоровое христианское общение. И ручейки знакомства, которые нас связывали при отлете из Сочи в мае, всё больше и больше становились потоками к осени этого года. Как когда-то сказал на проповеди один из моих знакомых иереев: «Общее дело скрепляет дружбу на годы». Вот так вышло и здесь – мы подружились и теперь эта дружба приносит постоянные положительные плоды.

    Итак, вылетая из прекрасной солнечной осени Томска, через 14 часов дороги и перелетов я любовался вечерним солнцем курортного лета. С Божьей помощью и стараниями руководства общины я был размещен рядом с храмом в уютном номере. Была суббота и я решил, что, не смотря на накопившуюся усталость, надо посетить службу. Когда я пришел в храм, то уже читали канон. В храме было немноголюдно, спокойно и молитвенно. Так как настоятель был в отъезде, то меня пригласили вести службу. Признаюсь честно - я знал, что здесь поют открытым голосом (так называемая южная манера пения), но я решил, что постараюсь ничего не испортить, встав на клирос, что в конце мне все же удалось. Конечно, некоторые вещи на службе утром и вечером были мне непривычны, но в целом молиться было легко. Вот сейчас, когда уже всё давно закончилось и я пишу эту статью, мне вспоминается, что я легко смог найти общий язык с христианами юга – мы просто молились и были искренне рады этому.

Утренняя служба прошла не хуже вечерней – пели по напевке.

    Два вечера мы с Валентиной Николаевной готовились к мероприятию -слушали стихи и подбирали материалы, чтобы слушателям было приятно. Надо отдать должное организаторам, они старались привлечь разнообразную аудиторию, и на выступление был приглашен целый восьмой класс школьников изместной школы, поэтому выступать надо было не только перед прихожанами, но и перед людьми, которые о нашей вере знали понаслышке.

Как говориться в одной известной книге по подготовке к выступлениям, при подготовке надо задать 3 вопроса «жизни и смерти»: кто здесь, что ему/ей надо и что я должен сделать. Отвечая на эти вопросы, я понял, что аудитория смешанная, у людей разные потребности, и я должен очень четко подобрать программу и репертуар. И если с поэмой Мережковского «Протопоп Аввакум» я ничего не мог поделать и она должна была прозвучать полностью, то уж стихи старообрядческих авторов пришлось пересмотреть в сторону большого количества юных слушателей.

   Итак, наступает кульминационный момент – открытие вечера. Начинает Валентина Николаевна. Затем Лариса Пушистова рассказывает про самого Мережковского и наконец аз грешный так же выхожу с поэмой и читаю…

    До выступления мне было страшновато – всегда волнуюсь, особенно перед незнакомой аудиторией. Но, как и много раз до этого, как только начал читать - появилась уверенность и радость от того, что всё идет складно. После поэмы я перешел к старообрядческой поэтессе из Бийска – Наталье Ножкиной. Прочитал ее стих «10 заповедей» и «Два волка». Потом спел «Легенду о Розах». Следующим блоком знакомства с югом на вечере стал мой рассказ о христианской жизни в Томско-Енисейской епархии. Появление фотографий детей на полотне экрана оживило аудиторию. На мой вопрос ребятам из зала о том, куда они едут отдыхать на каникулы с курорта один парень сказал, что уезжает к бабушке в деревню. Пообщавшись немного на эту тему,мы плавно перешли к поэту Виталию Петровичу Гриханову. К сожалению, его почти 20 лет нет с нами, но стихи его очень живые и проникновенные до сих пор живы и продолжают будоражить сердца людей. Вот так и здесь - поэма «Христианин» запала в душу многих слушателей.

    Скажу честно, что школьникам на вечере пришлось тяжеловато, но они старались и стойко выдержали свою часть вечера до конца .

    После их ухода в зале осталисьвзрослые прихожане, аудитория стала более однородной. Поэтому удалось на позитивной ноте закончить знакомство присутствующих с творчеством Гриханова (был заслушан стих «Перед боем»), а так же спеть стих «Младенец» творчества ещё одного христианина старообрядца из Сибири Александра Холмогорова.

   Закончить официальную часть мне удалось кратким рассказом о своем хобби - стендовый моделизм. Везти свои работы мне не хотелось в силу их повышенной хрупкости, но вот фотографий моделей я привез много, и люди смогли понять - что это за хобби и в чем его соль.

   На этом официальная часть вечера закончилась, и мы вынесли с кухни столы, и приготовились к чаепитию. В основном остались единоверцы и мы, помолившись, стали размышлять о жизни христианской и как устроена она в разных местах и приходах. Удачно в этом плане было заслушано стихотворение «Что такое Царство Божье» (автор Николай из Новосибирска). Я в какой-то момент поймал себя на мысли, что из общего разговора наша беседа разделилась на несколько групп по интересам. Это было здорово, каждый не праздно говорил о своем, рядом были единомышленники, и шло хорошее общение если не друзей, то хороших коллег. Дай Бог, чтобы таких вечеров в сочинской в других общинах нашей многострадальной Церкви было много. И пусть потом мы все разошлись по своим делам, но миг радости от христианского общения, я надеюсь, остался с каждым. И я так же надеюсь, что христианам захочется вновь и вновь возвращаться к этой соборности, к этому христианскому счастью, что ты можешь выразить мысли своего сердца, обсудить их и может быть уйти с такого общения обрадованным неожиданным открытием или поворотом.

   Подводя итог своего повествования, я хочу сказать, что четко знаю для чего я в следующий раз, Бог даст, поеду на юг в гости к сочинской общине – для общения с единоверцами и прекрасными людьми. А что касается моря, солнца и прекрасных гор – это лишь прекрасные бонусы, которые только лишь подчеркивают главное.

 

Иван Ошин, Томск

Путь в успех

 

    В Южной части России в Астраханской области Камызяксого района в дельте Волги расположилось небольшое село с удивительным названием Успех. Живут сельчане приусадебным хозяйством, работой в районе и рыбалкой. Заселен Успех был 1947 году переселенцами из Румынии - русскими старообрядцами. По призыву советской власти приехали тогда большими семьями трудолюбивые и крепкие люди, называющие себя «липоване». Пришлось липованам начать всё с нуля на новом месте. Первое время жили в землянках, перенося все сложности Астраханского климата — жару, мошку и сложную для земледелия почву. За 25 лет липоване построили дома, сделали молочную и утиную ферму, организовали рыбколхоз. Силы им придавала вера, которую они сохраняли поколениями, будучи в румынском изгнании.

   Но за 70 лет проживания на родной российской земле, переселенцам так и не удалось добиться разрешения на строительство церкви. Старшее поколение умерло, не дождавшись исполнения заветной мечты. Младшее разъехалось на работы. Колхоз исчез, а Община без церкви так и не сформировалась. Жизнь в Успехе пришла в упадок. Сегодня в селе не функционирует ни один объект общественного назначения, кроме парома — единственного средства сообщения с районным центром и автобусной остановки. На моление сельчане стали стихийно собираться в заброшенный домик.

  Недавно благотворительный Фонд по сохранению православных общин принял решение помочь жителям села и построить к сентябрю часовню в честь Преподобного Паисия Великого. Проект по масштабам не грандиозный, но одному, такому бедному селу, как Успех, он не по силам.

    Приглашаем всех неравнодушных принять участие в этом значимом и благородном деле. Часовня будет сооружена в юбилейный для села год, и, как место молитвы, и, как памятник подвигу хранителей русских православных традиций.

   Возможно, вы недавно видели в новостях, как Президент Путин встречался с главой старообрядческой церкви Митрополитом Корнилием. Это событие символизирует то, что, наконец, начался непростой путь к взаимному примирению и пониманию в нашей стране. В этой связи тем значимее события, о которых мы рассказали в нашем фильме о судьбе общины села Успех. Уже то, что вы посмотрели этот фильм — хорошо, но вы можете

сделать еще один шаг и оказать посильную помощь в обретении этими людьми своего храма.