Историческая встреча митрополита Корнилия с Виктором Захарченко в Кубанском казачьем хоре

  Во время пасторской поездки по Югу России предстоятель Русской Православной старообрядческой церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий со своей делегацией посетил Кубанский казачий хор и встретился с художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического Кубанского казачьего хора Виктором Захарченко. Владыку сопровождала группа старообрядцев: настоятель храма Петра и Павла в г. Приморско-Ахтарске отец Георгий, иерей Успенской церкви г. Сочи Артемий Ефимов, протодиакон Виктор Савельев и регент-чтец Максим Думнов.

  Визит митрополита Корнилия во многом знаковый – в 2020-2021 гг. старообрядческая община Русской православной церкви отмечает 400-летие со дня рождения протопопа Аввакума. Как и многие другие мероприятия торжества по случаю четырёхвековой даты духовного путеводителя старообрядческой православной культуры были перенесены и на 2021 год. Кубанский казачий хор свой 210-летний юбилей будет праздновать 14 октября. Нужно отметить, что жизнь Аввакума напоминает судьбу репрессированного и реабилитированного Кубанского казачьего хора. Учитывая сей исторический факт и поздравив Виктора Гавриловича с предстоящим юбилеем хора, митрополит вручил ему икону Св. мученика протопопа Аввакума со словами:

- В знак нашей встречи, глубокоуважаемый Виктор Гаврилович, разрешите поздравить Вас с 210-летием Кубанского казачьего хора и подарить Вам в Вашу большую коллекцию юбилейную икону протопопа Аввакума на память от нас старообрядцев. Это родоначальник русской литературы, положил начало русской словесности. И Толстой, и Горький, и многие великие писатели признавали, что начало русского литературного слова было положено протопопом Аввакумом. Господь – промыслитель наш после раскола 17 века хранит небольшое стадо старообрядцев. Лучшая защитница России – это её история. А лучшая защитница старообрядчества – это история старообрядчества. Как пример, жизнь и творчество протопопа Аввакума. Пройдя через все испытания и гонения, Господь устроил всё так, что наступило сегодняшнее время, когда представителей старообрядческой православной церкви могут слышать. Мы можем уже свободно и петь. Наступило время объединения, решения общих задач.

Поблагодарив митрополита за внимание и тёплые пожелания в знак наступающего юбилея Кубанского казачьего хора, Виктор Гаврилович начал с трагической истории казаков и промыслительных знаков Господа в своей биографии, которая в итоге привела его в Кубанский казачий хор:

« Спасибо Вам большое. Я читал «Житие Аввакума» с огромным интересом, все его мучения, которые он прошёл, написаны потрясающим языком. Этот путь к вере и его готовность умереть за неё. Писатель Валентин Распутин говорит, что в те времена христиане были крепки своей верой, у них была крепость духа, а состояние сегодняшних православных - расслабляющее. Сейчас при поддержке губернатора Краснодарского края В.И. Кондратьева издаётся авторский труд – Собрание сочинений В.Г. Захарченко из 18-ти томов. Выходит в печать 14-й. Материалов много.

Занимаясь серьёзно фольклором, я все скрупулёзно записывал. И на Кубани, где родился, и в Сибири, ставшей мне второй родиной, где прожил 14 лет. Безусловно, изучал много исторической литературы. Там, в Сибири впервые узнал о старообрядцах, то есть знал эту трагическую страницу истории, но не изучал глубоко. Мы жили во времена воинствующего атеизма. Но вера сильна ещё и тем, что она тебя тянет к себе. Это наш код. Вера – это ведь и фольклор народа. У меня родители были круглыми сиротами. Они с детства пели. Помню до мельчайших подробностей, как мама исполняла песню «Бедная птичка в клетке сидит». Мне понравилась музыка, а на слова я не обращал внимания – ну что может ребёнок понять о высоких материях – рай, Иисус, Бог – что он может запомнить?! Позже во время учёбы я записал этот духовный стих сразу со словами, музыка у меня всегда была в голове, на первом плане:

«Бедная птичка в клетке сидит,

Ест сладки зернышки, в окна глядит.

Бьется и бьется по сторонам –

Ищет свободы своим крылам

«Как полечу я в дальни кусты –

Там я напьюся Божьей росы.

Как полечу я в темны леса –

Там я увижу Исуса Христа.

Как полечу я в далекий край - Там я увижу Пресветлый Рай.

В Пресветлом Рае свечи горят.

Праведны души Бога молят».

  Наступило время, когда Кубанский казачий хор рискнул спеть эту песню в Москве в концертном зале им. П.И. Чайковского. Люди ждут от Кубанского казачьего хора весёлые песни, а тут выходит молодая солистка одна и поёт духовный стих с таким глубоким сакральным содержанием. Зал её не отпускает. Ведь мы в коммунистической формации мыслили однобоко и стереотипно – нет Бога, во всём виноват царь, он кровавый и так далее. Получается, моя мама, вроде бы неграмотная колхозница, а через эту песню передала своему сыну самый главный посыл в жизни. «Бедная птичка» была записана в моём блокноте и пролежала там 40 лет. Только в современной России она увидела свет, и стала известной.

Подробно остановившись на драматических вехах истории самого крупного и старейшего национального казачьего коллектива России, Виктор Гаврилович показал митрополиту Корнилию портрет главного идеологического вдохновителя, основателя Кубанского войскового певческого хора протоиерея Кирилла Россинского:

- В 2024 году К.В. Россинскому исполнится 250 лет со дня рождения. Сколько лет Кирилла Васильевича нет с нами, но все кубанцы по сегодняшний день вспоминают этого выдающегося человека. Жизнь Кирилла Васильевича была недолгой. Он прожил всего 50 лет. За это время при его активном участии на Кубани было построено 27 храмов, открыты церковно-приходские училища в станицах, школы, первое духовно-приходское училище и первая войсковая гимназия в Екатеринодаре. Кирилл Россинский писал учебники, активно участвовал в деле просвещения кубанской земли. Причём почти всё было создано на добровольные пожертвования, которые протоиерей сам лично ездил и собирал по всему краю. Вот фотография всего Войскового казачьего хора. А вот фотокадр 1907 года, на котором изображён регент хора Григорий Митрофанович Концевич. С его именем связан наивысший расцвет коллектива в дореволюционный период (до самого роспуска коллектива в 1921 году). Он издал семь сборников «Из репертуара Войскового певческого хора» – 220 песен линейных и черноморских казаков. Его репертуарные издания были предложены во всех школах Кубани как учебные пособия. Ученик Григория Митрофановича Яков Михеевич Тараненко тоже был регентом Кубанского войскового певческого хора. Оба – выпускники Санкт-Петербургской консерватории. В 1936 году они возглавили вновь созданный Кубанский казачий хор, который с успехом гастролировал по городам Кубани и Северного Кавказа и даже выступил на сцене Большого театра в Москве. На концерте присутствовал И.В. Сталин. Но в 1937 году Григорий Концевич был необоснованно репрессирован и 26 декабря расстрелян по надуманному доносу, а реабилитирован в 1989 году. Такая же участь постигла войскового священника, автора гимна «Ты Кубань, ты наша Родина» Константина Образцова. Смею сказать, что с 1974 года я являюсь их духовным, идейным преемником.

История хора не прерывалась, её искусственно прерывали. Мне стало понятно, что летопись Кубанского казачьего хора уникальна. Будучи войсковым певческим хором, они в храме 110 лет пели литургию, и утреннюю, и вечернюю, оказывается, ещё и казачьи песни пелись. Ещё и хоровую литературу Мусоргского, Чайковского и западные оратории. То есть, они были на высокой музыкальной вершине. Это было войско, певческий хор, симфонический и духовой оркестры. Когда я это узнал, я не поверил. Представляете, они успели тогда в царских условиях создать такое хоровое чудо, и сохранить его в послереволюционных рамках поголовного расказачивания и физического истребления! Разве это не музыкальный феномен?! Разве это не подвиг!? И ведь жизнь их всех сложилась трагически.

  24 января 1919 года было опубликован декрет о «поголовном истреблении» казаков и «недопустимости компромиссов» за подписью Якова Свердлова. В историю он вошёл как «Директива о расказачивании». Это письмо ставило казачество в положение поверженного врага. В результате данной Директивы было уничтожено полтора миллиона казаков. Многих рубили шашками, заживо сжигали в куренях и хатах вместе с семьями. К началу 1920 года казачество было практически уничтожено, а 25 марта этого же года был издан декрет об упразднении казачьих войсковых земель. Этот же Свердлов занимался и расстрелом царской семьи. И получается, что тем, кто поголовно уничтожал, ставят памятники (памятник Свердлову стоит в Екатеринбурге), а тех, кого убивали - даже мёртвых имён произносить нельзя! Но эти имена сами по себе вопиют. И надо чтобы мы все знали эти имена. А когда мне открылась эмигрантская литература, я узнал ещё больше. Я читал рукописи хористов Кубанского войскового певческого хора - и вправду же - «рукописи не горят». Они ушли туда, где их никто не ждал, пели бесплатно в храмах, концерты давали для школьников, их родителей. Одеваться им не во что было. Если выступали, становились ближе друг к другу, чтобы не показать на своих спинах залатанные одежды, чтобы зритель не видел, что они нищие. Но зритель приходил их слушать. Ведь там пели живые люди, и пели хорошо, и имена у них есть. А мы никто об этом ничего не знаем. Ярким событием начала XX века стало празднование 100-летнего юбилея певческого и музыкантского хоров Кубанского казачьего войска. Этой важной дате была посвящена книга нашего историка-краеведа, есаула, войскового архивариуса, летописца Кубанского казачьего войска И.И. Кияшко. Иван Иванович происходил из дворянского рода Кубанского казачьего войска. Здесь необходимо отметить тот факт, что родного брата Ивана Ивановича, начальника штаба Кубанского казачьего войска, генерал-майора Андрея Ивановича безжалостно уничтожили. Вот такая мученическая судьба у всего казачества и у его певческого коллектива. Стоит ли удивляться, что многие наши песни такие грустные и трагические. В то же время они патриотические, нацеленные на созидание. Важно знать всем, что Кубанский казачий хор - единственный творческий коллектив в России с такой биографией. Я за то, чтобы имена этих героев, как и судьбу созданного в тяжелейших условиях Кубанского казачьего хора, все знали, особенно наши кубанцы».

  Слушая с огромным интересом Виктора Гавриловича, митрополит Корнилий подчеркнул торжественность мероприятия, общественную значимость Кубанского казачьего хора и личность самого Виктора Захарченко, сделав упор на его человеческие качества, боевой дух и оптимизм. На серьёзность данного события намекнул и головной убор митрополита – белый клобук, который надевается священнослужителями в особых случаях – в знак уважения и почитания. Делегация прослушала видеозаписи Кубанского казачьего хора. Прозвучали русская народная песня «В полном разгаре страда деревенская» на стихи Н.А. Некрасова, казачья народная «Трава, моя трава» и

хоровая поэма «Матушка Добрынюшке наказывала» иеромонаха Романа на музыку В.Г. Захарченко.

  После музыкальной паузы Кубанского казачьего хора, митрополит Корнилий представил молодого регента-чтеца Максима Думнова, проникновенно исполнившего духовный стих «Боярыня Морозова»:

Снег белый украсил светлицы,

Дорогу покрыл пеленой,

По улице древней столицы,

Плетется лошадка рысцой.

На улице шум и смятенье,

Народ словно море шумит,

В санях, не страшась заключенья,

Боярыня гордо сидит.

Высоко поднявши десницу,

Под звон и бряцанье цепей,

Она оглашает столицу,

Правдивою речью своей.

Она не боится мученья,

И смело на пытку идет,

И к истине, сердца влеченье

Ей силу и бодрость дает.

Сменила пиры и палаты

На мрачный сырой каземат,

Душа ее верой богата,

Ей правда дороже палат.

И верит она не погибнет,

Идея свободной мольбы,

Настанет пора и воздвигнет,

Ей памятник вместо дыбы.

  Когда речь зашла о роли Сталина и церкви в Великой Отечественной войне, Виктор Гаврилович раскрыл интересные детали своей жизни, оказавшие сильное влияние на его музыкальное становление:

«Раз в месяц к нам в станицу привозили кино показывать. Один фильм, который я запомнил, назывался «Прелюдия славы» про 12-летнего бедного мальчика, страстно любившего музыку. Он умел подбирать на слух любую услышанную мелодию, и с легкостью её играл. Однажды в соборе этот юнец услышал композицию Баха. Зачарованный музыкой, он воспользовался отсутствием органиста, и сыграл великого композитора по памяти. И второй фильм «Здравствуй, Москва» наш советский. О мальчике, который виртуозно играл на баяне, и сам пел песню о Москве на конкурсе художественной самодеятельности. Я понял, что эти фильмы и про меня тоже: «Вот бы бедному мальчику, преданному музыке, так», - смотрел кино и думал тогда. Но дело в том, что у нас нигде ничего – ни баяна в школе, ни пианино. Я был настолько поражён этими фильмами, меня уже увлекла мечта стать композитором, дирижёром. Что делать? Как мне развивать свои музыкальные способности в этой глухомани? И в 1950 году осмелился написать письмо И.В. Сталину, что хочу быть композитором, артистом, дирижёром, но у меня в станице ничего подобного нет. Приезжайте, посмотрите. Главная моя просьба заключалась в том, чтобы Сталин меня забрал из глухого захолустья, чтобы я выучился на композитора. Уже тогда я мечтал создать свой большой, музыкальный хоровой коллектив, который споёт мою родную дядьковскую песню на весь мир.

  Написать в те времена Сталину письмо, значит написать письмо Богу. К нам в станицу приехали на мотоциклах большие начальники. Увидели, как мы живём – мама одна воспитывала детей, папа погиб на фронте. Посмотрели школу. Проверили её, почему нет кружков, каких-то секций, театральных студий, сняли директора. А я жду, чтобы меня забрали на учёбу. Потом пришёл ответ: «Дорогой Витя, в нашей советской школе двери открыты для всех. Ты учись на 4 и 5, и твои мечты стать композитором сбудутся». Прихожу в школу, а мне говорят: «Ты опозорил нашу школу, станицу, край. Как ты мог написать такое письмо?! Ты знаешь, что у тебя там 27 ошибок?». Меня так задразнили – «Артист, артист, композитор» и язык показывали, что я перестал ходить в школу.

  Моя жизнь промыслительная, предначертанная Богом. В моей судьбе были такие случаи, когда я находился на грани между жизнью и смертью. Когда выходишь из таких тяжёлых физических ситуаций живым, понимаешь, что это Божий промысел. Он всё видит, и даже слышит тебя. Надо только верить. 18 лет прожить в станице, и не знать ноты. А музыка у меня всегда крутилась в голове. Музыкальную грамоту начал изучать с 18 лет. Для сравнения, Прокофьев уже в пять лет уже оперу писал. Я первый раз фортепиано услышал в Краснодаре. Думал это гитара. Пришёл с гармошкой поступать в музучилище. Первая моя гармошка была куплена на деньги, которые мы с братом получили от продажи единственного бычка, выращенного нашими руками. Мечтал стать музыкантом, но фортепьяно в глаза не видел. Господь меня 18 лет удерживал в станице Дядьковской, где даже радио не было, не просто так, а чтобы с детства я напитался духовным золотом – народной песней. Он держал меня там, где находится сердце и душа народа – его фольклор. А потом по жизни давал мне выдающихся учителей. Я убеждён, что не ты хозяин своей жизни.

5 сентября 1996 года, переходя через улицу, попал в страшную аварию. Несколько секунд и мои рёбра все ушли вовнутрь, посыпались осколки стёкол на мою голову, я падаю, моя левая нога отскакивает на правую сторону. Теряя сознание, слышал крики людей о том, что человека убило. Бездыханный, только и успел крикнуть: «Господи, я ничего не успел!». В больнице пролежал семь месяцев на спине. Мне делали бесконечные операции. Врачи собирали меня по частям. В такой катастрофе не выживают. Но я выжил. Разве это не промысел Божий?! А когда меня поставили на костыли и вывели во двор, в моей голове уже складывалась музыка к стихам А.С. Пушкина, зазвучала песня «Буря мглою небо кроет». Разве это не чудо?! Мне пушкинское «завыванье бури», его угнетенное и отшельническое настроение от «вихрей снежных» показались самыми яркими и светлыми. Ведь я встал на ноги, дышу полной грудью! Так родилась одна из любимых песен наших зрителей. Разве это не промыслительная рука Господа?!

  Если в песне нет личного опыта, твоей судьбы, она не зазвучит. Каждая песня – это не простая забава, она звучит как молитва. Она должна быть такой глубины, в которой представлена жизнь народа. Ты должен быть сильным. Хор – это мощный коллектив, которым надо управлять. Иначе он распадётся. И когда мне удаётся это делать, то я себя вместо старого и больного ощущаю силу 33-х русских богатырей. Вот откуда это?! В этом заключается русский дух, данный нам Господом. Дух животворящий сильнее, чем немощность. В 1963 году в «Комсомольской правде» было опубликовано стихотворение «Сила духа» Геннадия Головатого, всего восемь строчек, а сколько смысла, какая глубина:

Слепые не могут смотреть гневно, Немые не могут кричать яростно. Безрукие не могут держать оружия, Безногие не могут шагать вперед. Но – немые могут смотреть гневно, Но – слепые могут кричать яростно. Но – безногие могут держать оружие. Но – безрукие могут шагать вперед.

Сейчас я работаю над очередными книгами своего 18-ти томника (14 книг уже издано). Кстати, предисловие называется «Исполнить долг, завещанный от Бога», эта фраза из пушкинского «Бориса Годунова». Там есть образ старца Пимена, который говорит: «Исполнен долг, завещанный от бога. Мне, грешному. Недаром многих лет. Свидетелем Господь меня поставил. И книжному искусству вразумил». Прочитав это, понял, что оно и про меня. Я хочу исполнить свой долг – именно так начинается собрание моих сочинений о Кубанском казачьем хоре. Сама судьба Кубанского казачьего хора промыслительная. В детстве со взрослыми поехал убирать зерно в степь, началась сильная гроза, лошади рванули вперёд, а меня выбросило из этой брички и гроза просто добивала. Бежать некуда. Я увидел копну сена, подбежал к ней, град пошёл, и я стал кричать. Потом упал, потерял сознание. В поле были комбайнёры, искавшие укрытие от града. Услышали мои стоны, подбежали. Нашли меня в бессознательном положении. Утром бабы маме сказали: «Наташа, там твоего Витьку гроза убила». Услышав это, она босиком стала бежать, наступая на колючки, не глядя под ноги. «Господи, не забирай Витю, забери меня первой. Я это не вынесу», - обращаясь к Господу, она стала молиться. И Господь меня вернул с того света».

  В беседе с митрополитом Корнилием Виктор Гаврилович сделал особый упор на актуальную статью В.В. Путина «Об историческом единстве русских и украинцев», вышедшую на днях и на ответы Президента России

журналистам о статье, где говорится об исторической судьбе триединого народа: «Ещё в советские времена пытались выкорчевать религиозное сознание у нашего народа. Ну и что из этого получилось? Вот как только Великая Отечественная война началась, Молотов, выступая по радио, обратился, он сказал «граждане и гражданки». А Сталин, когда выступал, когда осознали всю надвигающуюся предстоящую катастрофу начатой фашистской Германией войны, он сказал уже «братья и сёстры». Это почти церковное обращение. А потом ещё и восстановили патриаршество. А в наши дни церковь заняла своё достойное место в жизни общества».

  И действительно - Владимир Путин прав. Он возвращает достойное имя Сталина на его историческое место. Ведь, посмотрите, 33-й год, страшный голод, от которого люди безумели. Однажды моя мама видела, как соседка от голода ела своего ребёнка. Она от ужаса оцепенела, – вспоминает Маэстро. – Но для меня самая неразгаданная страница истории – это 1941-1945 годы. На нас организованно вооружённая до зубов шла вся Европа. А мы, страна, пережившая повсеместно голод, страшные репрессии, героически победила. С моей точки зрения, нацистская Европа могла нас раздавить. В 1938 году выходит фильм «Александр Невский». «Суворов» выходит в 1940 году (премьера — 23 января 1941 года). Простите, если вождь – атеист, то почему один исторический фильм о древнерусском князе, Святом благоверном, другой – о русском духе полководца Суворова, жившего по принципу «Мы – русские! С нами Бог!». В 1946 году выходит на экраны легендарный фильм «Нахимов». Сталин уже понимал, что война неизбежна, он уже тогда настраивал народ на боевой дух. Уверен, что православие в лице Сталина нас спасло. Люди должны знать, что 22 июня – день всех русских святых. Это плавающая дата. Фашисты не зря объявили нам войну именно в этот день. Они объявили войну всем русским Святым. Война закончилась в пасхальные дни. Пасха 1945 года пришлась на 6 мая, когда празднуется день великомученика Георгия Победоносца. Победный парад на Красной Площади прошёл 24 июня 1945 года. Сталин ни слова не сказал. Вышел на белом коне маршал Г.К. Жуков. Разве это не говорит о его православной вере. А то у нас привыкли демонизировать вождя. Слава Богу, что в стране появился полезный, православно-исторический канал на ТВ «Спас», который опирается на документы и факты. Война духовная началась не сегодня и не вчера. Она зародилась там, где распяли Христа, где столкнулись Добро и зло. Абсолютно согласен с ключевой фразой митрополита Корнилия – нельзя обрывать связь времён. Это смертельно опасно. Нельзя забывать историю».

  В перерывах беседы митрополит послушал песни Кубанского казачьего хора, а после ответил на несколько вопросов.

– Ваше Высокопреосвященство, сегодня старообрядцы снова возвращаются к себе на родину – в Россию. Происходит объединение православного мира. Неужели мы стоим перед новой угрозой?

- Взаимоотношения нашей Церкви с РПЦ Московской Патриархией сегодня добрососедские, складываются в духе доверия, взаимопонимания и

уважения. Сейчас появилась уникальная возможность впервые за последние три с половиной столетия начать равноправный, свободный диалог по тщательному выявлению наших позиций. Диалог, слава Богу, есть. Уже не вмешивается, как это было при царском правительстве, государство. Есть свободная возможность обмениваться какими-то соображениями, вопросами-ответами, что мы и делаем. Обсуждаем насущные темы нашего общества – темы нравственности, борьба с теми пороками, которые, к сожалению, сегодня у нас есть в России – маловерие, безверие. Возрождение этих ценностей и является спасением нашей родины – России. Самое святое место, можно сказать мировая святыня для старообрядцев –Рогожский комплекс (Рогожская слобода), исторический район на востоке Москвы, где находится и сам центр старообрядчества. Именитые купеческие старообрядческие фамилии, узами родства издавна селились в районе между Таганкой и Рогожской заставой и тесно поддерживали отношения со старообрядческой общиной. Сразу надо сказать, что старообрядческий центр сейчас возрождается благодаря правительству Москвы и Президенту России. Это возрождение очень знаменательно. Более 300 лет гонений было на старообрядчество, а сейчас мы благодарны Богу, всем добрым людям, которые помогают нам. И такие многозначащие центры связанны с историей старообрядчества. Это те центры, где старообрядцы пострадали, где родился священномученник протопоп Аввакум – волжские берега, село Григорово. Пустозерск, где его сожгли живьём. Это места на Волге, и в горах, и в лесах, и в Сибири, и Дальний Восток. Это и места за рубежом – Белая Криница (тогда она принадлежала Австрии, ныне – Черновицкой области Украины), присоединённая нам Митрополитом Амвросием, и, конечно, все те святые места, где молятся наши старообрядцы. У нас большая старообрядческая география – Бразилия, Румыния, Молдова, Украина, Африка, Уганда. Как бы далеко не находились старообрядцы, они сохранили единство веры, единство духа и единство языка русского. Для нас это ценное общение. Наша инициатива празднования 400-летнего юбилея исповедника протопопа Аввакума одобрили и Министерство культуры РФ, и президент России. Это торжество всероссийского уровня. Долгое время сочинения Аввакума были известны только старообрядцам. Но сегодня знакомое многим «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» считается одним из ярких, уникальных памятников русской средневековой литературы XVII века. Несмотря на гонения и мучения, духовный лидер старообрядческой церкви посвятил свою жизнь борьбе с религиозными противниками за высокие идеалы добра. Изучая наследие этой исторической фигуры, имеющее огромное значение для воспитания, молодёжь может почерпнуть не только основы русской литературы, но и основы мужества, стойкости, веры. Его творчество – это его жизнь. Я согласен с афоризмом «Взялся Богу служить, о себе не подобает тужить». Он действительно тужил не о себе, а о вере своей, радел за Отечество.

На нас обратили внимание. И даже министр обороны России Сергей Шойгу привел старообрядцев в пример как настоящих стойких,

трудолюбивых, верных русских людей, для которых русский дух является хранителем Отечества. Сколько лет мы находились в гонениях, но сейчас пошёл процесс возвращения на родину наших соотечественников. Есть программа правительства, которую поддержал президент России. Многие сотни уже возвратились на родную землю, чтобы здесь возвращать русский дух, русскую веру. Обращение в сторону старообрядцев не случайно. Путь России – это путь православия.

  – Ваше Высокопреосвященство, сегодня весьма актуален вопрос духовно-нравственного воспитания молодежи. Как объяснить тот факт, что одна часть нашей молодёжи ходит с бабушками, дедушками, родителями на концерты Кубанского казачьего хора, а другая часть - сильно раскрепощена, портит русский язык, заменяя его на матёрый сленг, на пониженную лексику. Как из этой второй части молодёжи сформировать крепкую социальную кость – костяк?

- Здесь я только могу процитировать Шекспира – оборвалась связь времён. Те бабушки, которые были в 80-е годы, это комсомолки-активистки, прошедшие советскую школу, воинствующий атеизм. Молодёжь сегодня, слава Богу, больше хорошая. Но как их вытащить из интернета, из денно-нощного зомбирования гаджетами, смартфонами?! К сожалению, это печальный процесс. Но Господь сказал: «Не бойся, малое стадо! Я с вами до скончания века». Несмотря на то, что молодёжи нынче трудно устоять перед огромным количеством противоречивой информации, соблазнов, мы надеемся только на неё, верим в неё. Нам нужно молиться. Молодежи желаю иметь крепкую семью, как у протопопа Аввакума, много детей. И чтоб они могли преодолевать все невзгоды. Но самое главное – это сохранение веры. В жизни можно многое потерять, но если потеряешь веру, потеряешь душу. Это, конечно, трагедия. Крепость веры во правде, в истине. Это пример для нас, сегодняшних русских людей. Хочется пожелать всем молодым людям душевного спасения, сохранения чистоты, познавания православной жизни, сил в борьбе с грехом и пороком, сохранения твердой веры и христианской любви. Пусть это приходит через музыку, через пение, через хор. Нужно в школы вернуть уроки пения, хоровые кружки. Раньше мы все слушали чёрную тарелку, откуда лились русские народные песни, оперу. Победит добро, победит мир! Победа будет за нами, если мы с Богом!

- Ваши пожелания мирянам

- За нас Господь сказал после воскресения, когда он пришёл к своим ученикам и первое, что он произнёс: «Мир вам!». Наверное, это самое ценное и дорогое для всего человечества. Будет мир, всё остальное приложится – и созидание, и культура и наше благоденствие. Так что я желаю всему миру – мира, благоденствия и процветания.

  Завершая визит, старообрядческая церковная делегация во главе с митрополитом Корнилием торжественно провозгласила православный гимн пожелания долгих лет жизни и благополучия «Многая лета» в честь юбилея Кубанского к

вдохновителя этого «ценнейшего музыкального коллектива России». Владыка поблагодарил Виктора Захарченко за интересную, полезную встречу, за великие русские и казачьи народные песни Кубанского казачьего хора, которые он услышал и выразил надежду на дальнейшее продолжение диалога, особенно в области хоровой культуры:

- А Вас, Виктор Гаврилович, при любой возможности мы ждём в Москве в Рогожском духовном центре как высокопрофессионального специалиста, который может послушать, оценить наши многоголосные хоры. Старообрядцы – это русские из русских, корень, соль православия. Соли не может быть много, но Господь нас сохранил, чтобы мы не разложились, чтобы русская душа не погибла. Кстати, должен отметить, что в Вашем хоре я действительно увидел настоящих мужчин. Здоровые, крепкие, с бородами, истинные русские богатыри, – подвёл черту глава старообрядческой Православной Русской церкви.

  Со своей стороны Виктор Гаврилович и первый заместитель генерального директора Виктор Витальевич Захарченко подарили митрополиту диски с концертами Кубанского казачьего хора, книгу по современным межкультурным коммуникациям авторов Воронина В.В., Зудина А.И., Матвеева О.В. «Земляки и соседи», изданную Научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор». Ранее отец Георгий в Москве от имени Кубанского казачьего хора и от самого В.Г. Захарченко передал в дар митрополиту Корнилию научное издание авторов Власкиной Н.А., Зудина А.И. «Русская связь», посвященное вопросам истории старообрядчества. Исследование было проведено на средства президентского гранта, выделенного благотворительному фонду по сохранению православных общин.

 

Ведущий специалист отдела

маркетинга, информации и рекламы

Государственного академического ордена

Дружбы народов и ордена Русской

православной церкви Святого благоверного

князя Димитрия Донского I степени

Кубанского казачьего хора, член Союза журналистов России,

кандидат филологических наук

Мира Гукасова